Мастера

TUNG – семья учителей

Однажды во время своего путешествия по Италии, Tung Kai-Ying оказался в толпе на вокзале. Он нес свой чемодан на плече. Пока он прокладывал себе путь, одна женщина прошла мимо, и, как ни в чем не бывало, вытащила его бумажник из кармана.
Ученики, сопровождавшие мастера, рассказывают: «Он сразу заметил, что карман стал легче. Женщина, очевидно, «профессиональная воровка», стала быстро удаляться, чтобы передать бумажник сообщнику. Не меняя темпа, учитель выпрямился, поставил чемодан, и, по свидетельствам очевидцев, движением Lan Ch`ien «схватить и свернуть одежду», которое еще называют «руки-ножницы», выхватил бумажник, который все еще держала воровка. Удивленная женщина, оставшись ни с чем, быстро исчезла в толпе. Tung посмеялся над произошедшим и продолжил свой путь.

Tung Kai-Ying родился в Hebei под знаком Маленького Дракона. Идеограмма Kai означает «следующий, продолжающий», Ying – «мужественный», фамилия, данная дедом, «Kai-Ying» может быть интерпретирована как «Тот, кто сменяет мужественного», или как «Последователь мужественного». Tung – это внук Tung Yingjie. Старший сын его старшего сына, если быть точными.
Семья Tung представляет одну из двух потомственных ветвей, передающих стиль Yang, имея и свои особенности. Может показаться излишним раскрывать здесь историю одной семьи – названия мест, даты, но, делая так, мы, в соответствии с нашими силами, желаем способствовать лучшему знакомству с тайцзи-цюань.
Потому что, как говорит учитель Tung Kai-Ying: «Многие ученики не знают, какую форму тайцзи-цюань они изучают и кто их учитель! Тогда теряется проникновение в форму, даже если принципы соблюдаются… Согласно традиционным китайским воззрениям, достоверность образования и его родство важны. Искусству не обучали публично вплоть до начала прошлого века. Формы сохранялись несколькими семьями. Таким образом,  остается правильное выполнение : учитель знает учителя, и его учителя, и весь род. »

В большом поселке Xintai графства Renxian, провинции Hebei (или Hopei), к северу от Желтой Реки, приблизительно в четырехстах километрах к югу от Пекина, семья Tung владела почтовой станцией, «Прямо как в вестернах», — уточняет учитель Tung Kai-Ying, посещая вместе с нами эти места, – «Здесь останавливались, чтобы напоить лошадей, отдохнуть, выспаться… Каждая семья, как было в ту эпоху, возделывала землю, шила одежду и обувь… Все делалось в деревне.» Населенные пункты тогда были огорожены, как еще можно сегодня увидеть в старых деревнях в Hebei, частыми заборами цвета охры, если их еще не успели поменять на бетонные. Сначала там жил Tung Ying-Kiai, чье имя иногда пишут как Tung Ying-Kit – по-кантонски, или Dong Ying-Jie – так это звучит в фотетической транскрипции китайского языка, более новый вариант. Он происходил из крестьянской семьи.
Много говоривший о могуществе тайцзи-цюань и рано привлеченный искусством кулака, несмотря на не вполне хорошее здоровье в детстве, Tung Ying-Kiai, очень молодой, ответил однажды другу семьи, пришедшему в гости, что хотел бы «стать искусным бойцом, улучшить свое здоровье и потом открыть целому миру Тайцзи-цюань».
Гость, Liu Ying-Zhou, восхищенный таким определением, был экспертом, другом Yang Lao-Zhen. Он обучил Tung Ying-Kai началам науки, и, будучи одинакового с ним возраста, позволил своему ученику Li Zeng-Kui, обучать его.
Год спустя, он повез Tung в Huining, чтобы нанести ответный визит учителю Li Hsiang-Yuan (Bao-Yiu), ученику Hao Wei-Zeng (также пишут Gou Wei-Zheng). И учиться тайцзи «Kai He»  — стилю, называемому Твердым, или Открытым и Закрытым. Этот стиль является частью школы WU/HAO, основанной Wu Yu-Xiang в начале XIX века в Guangfou, кантона Yongnien, на основе старой формы семьи Chen. Старый дом Wu еще можно увидеть, он очень красивый, с маленькими коричневыми поперечинами, с драконовыми крышами. …

ME LI HSIANG YUAN

Все эти графства, эти кантоны, эти большие деревни и маленькие населенные пункты, в большинстве своем укрепленные, стояли относительно близко друг к другу, все были расположены на северном берегу очень широкой Желтой Реки, в Hebei. Они видели, как появляются главные стили тайчи, за исключениемм стиля Chen, который располагался на южном берегу реки, в соседней деревне Shaolin, Changyang Tsoun, которая недавно стала называться Chenjagou! Больших дорог, с их кукурузой, перебранной и везде разложенной для сушки еще не было, … но та деревня, всегда оставалась очень мирной и спокойной, несмотря на всю индустрию, которая там параллельно развивалась.

Прежде чем принимать его в ученики, учитель LI попросил TUNG показать свое умение, покачал головой, и затем взял его в качестве партнера. И, для того, чтобы показать применение формы, сделал больно его руке при помощи единственного пальца, что внушило восхищение новобранцу! «В старом Китае, имелись, конечно, постоянные студенты, которые приходили просто за подготовкой, оплачивали ее, и с этим уходили. Но ученик жил у хозяина, и постоянное общение создавало связь между ними. Хозяин был ответственным за действия своего ученика. Если он не одобрял поведение ученика, то просил его уйти. Когда хозяин становился старым, ученик, в свою очередь, заботился о нем. Конечно, отношение хозяина к ученику не является ритуалом, а поддерживается сердцем и разумом»,- нам объясняет внук TUNG Kai-Ying. Он нам рассказывал, что однажды, когда он уже закончил свое обучение, LI отослал ученика и предложил вернуться когда-нибудь: здоровье Ying-Kiai стало превосходным, его сильное тело и его талант быстро прогрессировали.
К Ying-Kiai в Xingtai по знакомству приходило большое количество мастеров боевых искусств, у него появилось множество друзей, он стал знаменитым, и все лица, у которых был некоторый военный талант, приходили обмениваться с ним пониманием их искусства и делиться страстью к нему. Учитель TUNG всегда пытался более глубоко показать искусство борьбы.

Ученик YANG CHENG-FU

Так как он очень восхищался семьей Yang, которая жила тогда в Пекине, он отправился туда, чтобы учиться. Вначале некоторые ему говорили, что Yang преподавал свой Kung Fu только членам своей семьи. На это TUNG Ying-Kiai ответил: «Предопределение заставляет двигаться небо и землю. Военных людей уважали в древности, и мастера делали все возможное, чтобы научить воинов своему искусству. Это не невозможно, раз об этом столько говорят», —  заявлял он, — «Я сделаю все возможное чтобы учиться у мастера YANG».

YANG CHENG-FU был величайшим мастером эпохи в тайцзи-цюань. Он согласился принять TUNG как ученика ученика из Пекина, а вскоре как помощника и друга. TUNG упорно практиковался с утра до вечера. Когда YANG уезжал на юг, он всегда просил TUNG сопровождать его. Их приглашали власти различных провинций Китая. Они преподавали вместе в Nankin, Shangai, Hanzhou, Suzhou и еще во множестве  великолепных исторических мест…
«Когда он находился в Shuzou, приблизительно в тридцати минутах от Shangai, LI siang-Yuen, его  первый учитель, пришел к нему и предложил учиться дальше, заниматься внутренней работой и специальным способом использовать Jing », — уточняет TUNG Kai-Ying, его внук. YANG и  TUNG не были одного возраста, между ними было 15 лет разницы. Оба имени стоят на последней книге YANG «Применения тайцзи-цюань», опубликованной в Shangai. Их дружба длилась более семнадцати лет, вплоть до смерти того, кого называли «почетным». TUNG и YANG Sau-Chung (или Sau-Zhong), старший сын YANG, унаследовали оба официальных стиля. TUNG приобрел немало опыта, вначале он остался на некоторое время в Кантоне, затем, после окончания в 1937 году Китайско-Японской войны, оставил свою родную страну и поехал в Гонконг, чтобы продолжать проект, который он начал с YANG Chen-Fu: открывать тайцзи-цюань всей Азии. Гонконг, затем Макао, филиалы были созданы в Сингапуре, в Куала-Лумпуре… в Тайланде, в Бангкоке. Существует небольшой отрывок фильма, где можно заметить, что ученики называют TUNG, фамильярно и уважительно одновременно, «дедушкой», которого встречали гирляндами цветов каждый раз, когда он сходил с корабля. Он представлял спокойный тайчи и туй-шоу на открытии  большого матча по борьбе, где били твердо, без перчаток, без защиты, под взглядами внимательной толпы, которая во все горло поощряла чемпионов!

ЧИСТАЯ ТРАДИЦИЯ

Он одновременно сумел передать оригинальную, полную, тонкую и боевую версию наиболее чистой традиции школ YANG и HAO. В поиске совершенства в своем искусстве, мастер TUNG Ying-Kiai создал, cо временем, стиль, который ему показался, наконец, чистым. Гибкий и устойчивый, укорененный, сильный и эластичный. Он предложил различные методы, чтобы применять энергию, которая позволяет отбрасывать человека на расстоянии нескольких метров, и нейтрализовать даже очень мощную атаку, делая ее неэффективной. Он развил также форму, названную «быстрой», очень полезную для обучения желающих, и семейную форму, включающую быстрые и медленные движения. В 1948 году TUNG Ying-Kiai также написал «Объяснения тайцзи-цюань» и книгу о боевых применениях стиля YANG.

В 1949 году он написал слова, которые актуальны до сих пор: “ Практика тайцзи-цюань может быть полезна одновременно и как упражнения, и в качестве самозащиты, но большая часть учеников знает только поверхность дела. Они не пытаются познать то, что лежит глубже… Есть такие, кто вовлечен в тайцзи недостаточно или настолько неопытен, чтобы говорить, что тайцзи-цюань не является военным искусством!» Военное искусство TUNG Ying-Kiai содержало в себе гибкость, округлость и мягкость, и в то же самое время, оно было полным понимания, укорененной силы и жизни.

После его смерти в Гонконге, которая наступила спустя 25 лет после смерти его друга YANG CHEN-FU, с которым он провел 17 лет, его сменили его старший сын, Hu-Ling, и его старший внук, сын старшего сына, Kai-Ying, наш учитель в настоящее время. Оба они — компетентные и талантливые мастера. TUNG их вовлек в тайцзи с их детства, они, за ним следовали и помогали в поездках.

 

СТАРШИЙ СЫН, TUNG HU-LING

Самый старший сын из шести детей, TUNG Hu-Ling (Hu: тигр, Ling: гора), родился в Китае в 1918 году. О нем рассказывают, что в течение восьми лет он занимался формами, перед тем как научиться туй-шоу. И только двумя годами позже он начал изучать то, что стало его излюбленным оружием — шпагу.

В Париже, где он жил с около тридцати лет, мы встретили одного из его бывших учеников, солидного китайского старика. Это было на встрече FTCCG, в 1990 году, где занимающиеся стилем Tung, демонстрировали различные примения оружия, быстрых и медленных форм. Старый китаец был очень удивлен: “В мое время публично не показывали даже базовые формы YANG … и я до сих пор храню мое обязательство ничего не показывать! Оружие начинали изучать только после десяти лет практики формы, и его не выбирали, это был выбор учителя», —  сказал он TUNG Kai-Ying, когда тот пришел его встречать. Это нам позволило вспомнить методы образования, не столь старинные, и увеличить наше терпение, необходимое для настоящего обучения.
TUNG Hu-Ling учился с детства, не только со своим отцом, но и с YANG Cheng-Fu. Он преподавал в Hebеi, в кантоне Guangzhou, в Shangai, и в других городах континента.
В 1947 году он уехал со своим сыном Kiai-Ying, чтобы присоединяться к TUNG Ying-Kiai в Гонконге. Последний открыл там «Гимназию тайцзи-цюань TUNG Ying-kit». В пятидесятых годах семья TUNG преподавала, таким образом, наполовину в Гонконге, наполовину в Kowloon. В 1956 году TUNG Hu-Ling опубликовал там «Применения тайцзи-цюань». Он считается в Китае одним из лучших мастеров тайцзи, и его тексты изучаются в настоящее время ведущими мастерами в Университете Физкультуры Пекина, наиболее значимом в своем роде в Китае.
Затем Hu-Ling следовал за шагами своего отца и путешествовал, чтобы продвигать искусство в Азии: Тайланд,  Малайзия, Сингапур… В начале 1967 года его пригласила группа учеников из Гонолулу (Гавайи), он посетил также Сан-Франциско и Лос-Анджелес, где продемонстрировал свой стиль. В июле 1967 года издательство «Black Belt» («Черный пояс») опубликовало важную статью о нем, и с 1968 года Гавайи стали его пристанищем до самой его смерти 29 ноября 1992 в возрасте 75 лет. Он регулярно ездил по Азии, чтобы там преподавать. Его сестра, Jasmine TUNG, живет в Гонконге со своим мужем, господином CHAN. Она также посвящает себя искусству своей семьи! И TUNG Jy-Bo ее брат, который внешне очень походит на их отца, TUNG Ying-Kiai, живет в родном графстве Renxian с семьей…

НАСТОЯЩИЙ ГРОССМЕЙСТЕР, TUNG KAI-YING

В Гонконге, дав курс, Kai-Ying был приглашен в 1962 году преподавать в Малайзии, в Kуала-Лумпур и в Сингапуре в качестве главного инструктора семейной гимназии. Затем в Бангкоке. Он ездил также на Гавайи в 1969 году, преподавал там некоторое время рядом со своим отцом, затем уехал в Лос-Анджелес, чтобы открыть собственную школу, «Академия Kai-Ying TUNG тайцзи-цюань», ставшую с 1971 года его базой для преподавания. Он часто приезжает  контролировать практику стиля в Азии и в Европе: во Франции, в Италии, на Сицилии, в Дании, в Финляндии, в Швеции, в Греции. Имеются также последователи стиля в Германии, в Испании, в России… Везде он снискал уважение за свое искусство и за свой неисчерпаемый жар, который помогает ему обучать студентов. Ученики оценивают общность его стиля, который включает все аспекты боевой практики. Помимо длинных форм YANG и формы HAO, быстрой формы, а также медленной и быстрой семейной формы,  формы Hu-Ling Taichi-Gong, Tung великолепно передает туйшоу, Tuilian и Sanshou, (где партнеры стоят лицом друг к другу, различными способами скрещивая сабли, шпаги), формы с двумя палками, и упражнения с длинной палкой (приблизительно 2 м 80 см), которое надо не путать с копьем, легким и более коротким.
В своем искусстве, в его личности, в его образовании, мастер TUNG Kai-Ying  соединяет WEH и WU. Не говорил ли ему еще его дедушка: « Для WEN,  надо быть мягким, текучим и спокойным внутренне. Для WU необходимо мужество, порыв, нужно быть сильным физически и быть укорененным»?  Чувствительность появляется в процессе обучения.
Многие его ученики отмечали: «Иногда удивляешься проницательностью и точностью его образования. Когда он проходит около ученика, довольного самим собой, удовлетворенного своими движениеми – он читает его мысли – учитель TUNG поворачивается и смотрит внимательно на потолок, или на свои шнурки… Или он ставит ученика в более сложную позу, так как невозможно знать все в тайцзи-цюань!»

ПРОНИЗЫВАТЬ ДЕРЕВО

В сентябре 1999 года в Китае проходил Международный Праздник, отмечавший окончание тысячелетия , объединивший 230 учеников и преподавателей академии мастера TUNG Kai-Ying: Калифорния, Колорадо, Аризона — из США, из Европы: Финляндия, Дания, Швеция. Италия, Норвегия, Ирландия, Греция, Франция, а также многочисленные азиатские страны: Сингапур, Тайланд…
В программе были семинары и выступления. Посещались Пекин, Shijiazhuang, Xingtai, Renxian — родные места семьи TUNG, и соседней семьи Yongnien, которая была колыбелью стиля YANG и стиля WU/HAO. Мы, конечно, также посетили в третий раз эти места с целью лучше узнать атмосферу региона, деревни, традиционную пищу… и семью TUNG. Jasmine TUNG CHAN, которая также путешествовала в Renxian, нам рассказала, что ее брат, Hi-Ling, ей говорил, что преподавание тайцзи должно одновременно оставаться традиционным и адаптироваться к миру и его обстоятельствам. TUNG передают традицию тайцзи-цюань, очень полную, с редкой непринужденностью и простотой.
TUNG Kai Ying комментирует: «Практика, боевого искусства во многом походит на изучение каллиграфии. Известный каллиграф, WANG Shi-Zer, провел столько лет за письмом, что краска его кисти впиталась в его твердый деревянный стол на три сантимерра.
Выражение “JU MU SAN FEN” родилось из этой истории. Буквально, она означает: «Пронизывать дерево на три сантиметра глубиной». Его используют, чтобы говорить об ученике, который учился внимательно и достиг высокого уровня. Говорят также, чтобы достичь этого уровня, нужно терпение, работа с товарищами и учитель, имеющий большое знание. “JU MU SAN FEN” действительно формирует этот стиль, которым восхищаются ученики, мечтая, что они также заставят впитаться хоть немного краски в свое собственное твердое дерево.

Anya MEOT